Дашти
Тем хуже для фактов. (с)
Питер - это такой особенный город, куда лично я катаюсь примерно раз в полгода в погоне за перезагрузкой. Осуществляется эта самая перезагрузка несколькими способами: душевными разговорами на кухне в квартире, устроенной в бывшей служницкой, где четыре окна из шести выходят в арку, и дневного света нет по определению, а лампочки... ну что лампочки, не очень-то нужны они все, если хотя бы одна продолжает гореть; прогулками вдоль Финского залива, в котором, несмотря на всю кажущуюся его мирность и пресность, чувствуется все же настоящее море; и музеями, конечно, какой же Питер без музеев.

В феврале мы доехали туда специально чтобы дойти на выставку костюмов из фильмов Феллини (Эрарта) и замечательной выставки Мариано Фортуни (Эрмитаж), о которых еще постараюсь написать, надо же в конце концов документировать свои мысли и впечатления. А в последний свой отпуск пару недель назад я снова пробежалась по тому же маршруту, но по новым экспозициям.

"Под одеждой. История дизайна нижнего белья" ("Undressed") - такое название дал выставке лондонский музей Виктории и Альберта, решившийся вывезти часть своих экспонатов в "Эрарту". И название очень точно отражает суть. Концепция выставки - не просто история белья, а история именно дизайна, мысли людей, это самое белье создававших, факторов, которые они принимали во внимание. Именно поэтому среди экспонатов такое количество относительно современных моделей (давайте будем считать таковыми ну например с 1980х гг), заставляющих думать о моде и постепенном перемещении нижнего белья наружу, его выхода за привычную роль интимного элемента гардероба, информации, которой оно несет окружающим.

Но так уж получилось, что из всего многообразия белья наибольший интерес у не-специалистов (к коим я и себя тоже пока отношу, хотя и читано-перечитано немало, эх) вызывают корсеты. Таинственные, изящные, причиняющие боль и заставляющие женское сердце радостно сжиматься в предвкушении тоненькой талии.

Итак, поговорим о корсетах? =)




Корсет работающей женщины. Британия, Уитби, ок.1760.


Хлопчатобумажный верх, холщовая внутренняя подкладка, шерстяная набивка, китовый ус. Классика корсета, то, что представляется в первую очередь при упоминании этого предмета гардероба. Весит такая штука больше килограмма (к слову, современный корсет на хорошей металлической фурнитуре не слишком сильно отстает по весу), надевается шнуровкой вперед для удобного самостоятельного шнурования.
Обратите внимание на то, как обработаны отверстия для шнура: они обшиты вручную, как обычные петли. До тех пор, пока не изобрели металлическую окантовку (сейчас мы называем это люверсами), затянуть корсет туже определенной степени было невозможно, поскольку ткань, даже многослойная, даже прошитая, не выдерживала и рвалась. Поэтому сказки о 30-сантиметровых талиях - это в самом деле только сказки, по крайней мере, для этого периода.


Корсет. Британия, 1780е. Реконструкция нижней сорочки середины 18 века.


Нижнее белье всегда носило две функции: гигиеническое и формообразующее. В наше время различия почти стерлись, вернее, эти две функции объединились по причине легкости стирки и использования иных чем раньше материалов в повседневном белье. Но почистить жесткий корсет - до сих пор задача непростая. Сорочка (камиза) же стирается довольно легко.
В Англии корсет был неотъемлемой частью повседневного гардероба не только аристократии, но и простолюдинок, при этом вместо дорогого китового уса можно было использовать тростник или дерево.
Фрэнсис Плейс вспоминает, что
"...жены путешествующих торговцев и лавочников... носили либо кожаные корсеты, либо то, что называлось цельно-костяным корсетом... Последние даже никогда и не мыли, хотя надевали изо дня в день на протяжении многих лет... наполовину расшнурованные и черные, как уголь".


Бюски, проданные на аукционе "Сотби"


Интересная и очень пикантная деталь. Центральная планшетка (бюск), вставлявшаяся спереди для прочности корсета и для того, чтобы он не заламывался по линии талии и под грудью, могла быть как совершенно обычной, так и целым произведением искусства. Они изготавливались из металла, дерева, слоновой кости, китового уса. Один из самых интимных подарков, который мужчина мог сделать даме своего сердца - планшетку с узором или надписью, любовным стихотворением, своим именем, чтобы быть как можно ближе к сердцу любимой.


Корсет, Британия, 1775-1785 гг.


Шелковый корсет на китовом усе. В нем интересны несколько моментов.
Во-первых, обратите внимание на отстрочку по верхнему краю, на уровне груди. В эти кулиски также вставлен китовый ус, в результате чего корсет становился шире по груди и очень давил в пройме, порой дело доходило до кровавых ран. Но, как говорила герцогиня Девонширская в своем письме в 1778г, "Но это модно, а гордость боли не чувствует".
Во-вторых, он цветной. Чем дальше в 19й век, тем менее популярными становились цветные корсеты. Со временем их стали делать почти что исключительно из белого хлопка или небеленой ткани (более простой вариант), цветные же варианты начали считаться почти неприличными и больше подобающими куртизанкам, чем добродетельным скромным барышням. И только к концу 19 века цвет снова приходит в нижнее белье, причем зачастую скандально. К примеру, знаменитая "Нана" Мане одета в голубой атласный корсет, нижнюю сорочку и юбку.


Э.Мане, "Нана", 1877


И одним из аргументов, почему Салон не пропустил картину на экспонирование, стало то, что корсет Наны именно голубой (а значит, это девушка легкого поведения, и рядом с ней, в женском будуаре сидит уж точно не муж - неслыханно!).


Корсет. Британия, 1870е гг


А вот так в общих чертах выглядел благопристойный корсет женщины из аристократических кругов.
В 1828 году во Франции были изобретены люверсы, а чуть позже была запатентована передняя стальная застежка, позволявшая при необходимости надевать корсет самостоятельно, без помощи слуг. Кроме того, во многих корсетах косточки стали не зашивать намертво, а делать для них карманы, что позволяло легко постирать корсет.


Корсет. Британия, Портси, 1887


В 1868 году Эдвин Изод изобрел метод парового тиснения корсетов, при котором корсет формировался на медном манекене при помощи горячего пара. Такой корсет лучше повторял формы женского тела и был удобнее в носке.


Корсет. Германия или Британия, ок.1890 г


К концу 19 века в нижнее белье проникают темные цвета. К примеру, черный становится вполне допустимым цветом, хотя некоторые все еще недовольно ворчат при упоминании черных корсетов и считают их неприличными.
Кстати, обратите внимание на пропорции корсета. Сегодня многие считают, что дамы 19 века утягивались до 40 см в талии чуть ли не вне зависимости от того, какого размера были изначально. Так вот, современные исследования показывают, что это было не так. Разумеется, существовали фанатки утяжки, хваставшиеся своими талиями, которые мужчина может обхватить двумя ладоням, но в процентном соотношении таких было минимум. Главным оставалось не достичь какой-то конкретной цифры, а создать приятный глазу по пропорциям силуэт. Достаточно сказать, что большинство сохранившихся корсетов имеют в талии 50-75 см, хотя выпускались модели и большего размера. При этом учитывайте, что чаще всего шнуровались не наглухо, а оставляя промежуток 5-7 см. Это звучит гораздо реальнее, не так ли?
Корсет на фото позволяет утянуть талию до 48 см при глухой шнуровке.


Корсет. Британия, ок.1895


Говоря об утяжке, всегда вспоминают вред, который она наносила здоровью. Споры о вреде или пользе корсетов для девочек, для женщин при беременности и кормлении грудью - постоянная тема, не исчезающая с середины 18 века.
Если в начале 18 века детей утягивали примерно с тем энтузиазмом, что и взрослых, а первый корсет надевали на девочку (а иногда и мальчика) уже в 2-3 года, то к 19 веку ситуация меняется, и к детям начинают относиться иначе. На фото - корсет для девочки-подростка. В нем минимальное количество косточек, минимальная утяжка, а также регулируемые плечевые лямки. Сделан он из шерстяного трикотажа - в конце 19 века распространение получила теория о том, что носить "чистое" (небеленое) шерстяное белье полезно для здоровья.


Корсет для беременных или кормящих матерей. Британия или Германия, ок.1900 г


Ношение корсета во время беременности не как способ утянуть талию, а как подобие современных бандажей - довольно распространенная практика в конце 19 века. Шнуровка по бокам распускается по мере необходимости, а лиф на кнопках опускается для кормления грудью.


Бандаж. Британия, 1850-1900г


И еще один. Узнаете предшественников сегодняшних бандажей? =) Расстраивает только одно: скорее всего, это не массовое производство, а самодельная модель.


Корсет. Германия, ок.1900


С развитием медицины все большее значение придавали личной гигиене, свежести, воздухо- и водопроницаемости тканей, а также важности спортивных занятий и времени на свежем воздухе. Этот конкретный корсет изготовлен из хлопчатобумажной сетки и скорее всего был предназначен для жаркого времени года.


Корсет. Британия, ок.1895


А это до смешного противоположная история. Корсет изготовлен компанией Cellular Clothing, рекламировавшей инновационную ткань Aertex - хлопчатобумажную сетку, которая задерживает воздух в своей структуре и тем самым сохраняет тепло. Чувствуете иронию?

С начала 20 века корсет начинает потихоньку исчезать, преобразовываясь в грации, пояса, бюстгальтеры и прочие элементы нижнего белья, которые мы носим и сегодня. Но это уже совсем другая история =)

А напоследок - вот вам мужской пояс со спиральными проволочными пружинами, поддерживавший поясницу и конечно же подгонявший фигуру под существовавший модный стандарт. Так что нелегко приходилось всем, не только дамам, но и мужчинам, и еще непонятно, кому было хуже ;)


Мужской пояс. Британия, 1840

@темы: Фото, история костюма, мыслеслив, находки, путешествия большие и маленькие