Дашти
Тем хуже для фактов. (с)
Пусть это будет сборный пост о спектаклях, которые доводится посмотреть.

"Звуковые ландшафты"



Где: Театр "Школа драматического искусства"
Когда: 26.03.15. Будет идти еще 27.03 и 28.03, обещают поставить в основной репертуар театра, но в афише пока что нет.

Мы попали на предпремьеру "Ландшафтов" в рамках Ночи в театре, и могу сказать, что пойти сюда было лучшим решением.
Вообще про Ночь в театре в этом году отдельный разговор: я понимаю, конечно, что тема второй мировой была спущена им свыше, но на программу было просто больно смотреть. Не удивлюсь, если в итоге почти все мероприятия прошли просто "для галочки".
Проект создан в мастерской Петра Айду, которого я давно и нежно люблю с тех самых пор, как абсолютно случайно попала на его концерт лет 7, кажется, назад. Это именно от него я узнала, как можно с удовольствием слушать авангардную музыку, как могут с нечеловеческой скоростью двигаться пальцы на клавесине, как должна звучать тишина в представлении Лигети, поразившая меня своей искренностью.

Но речь не о том =) Долго думала, вписывать ли это действо сюда, в спектакли, или назвать это концертом, или вообще куда это деть. Решила, что все же сюда, несмотря на то, что на классический спектакль проект не похож вообще.

Сами авторы называют проект "акустическим перформансом", и, несмотря на мою нелюбовь к подобным формулировкам, тут я склонна с ними согласиться. Зрителям представляют реконструированные шумовые механизмы, воспроизведенные по чертежам начала XX века. В то время такие аппараты применяли для звукового театрального оформления. Выглядят эти механизмы примерно так:



С помощью этих механизмов участники проекта создают четыре звуковых ландшафта:
- Утренний луг. Ночные цикады, рассвет, пение птиц, ветерок, хлопанье крыльев птичих стай, внезапно налетающая буря с грозой и ливнем.
- "Индустриализация". Машиностроительный (или еще какой-нибудь тяжелопромышленный) завод, проходящий мимо товарный поезд.
- Море. Волны, ветер и... просто море.
- Dies irae. Война. Сирена, приближающиеся самолеты, падение и взрывы бомб, перестрелка людей, и под конец - грохот танков и финальный залп.



Могу вам только сказать, что это совершенно потрясающе. В начале, на грозе, мне очень хотелось накинуть куртку, потому что было полное ощущение: вот он, дождь и ветер, и сейчас я переживаю последний момент, когда мне сухо и тепло, а уже в следующую секунду по плечам забарабанят холодные капли.
Море - Мерлин, это просто море. Ни одна, даже самая качественная, электронная запись шума моря не давала такого эффекта полного присутствия.
Война - это... страшно. Я вообще человек крайне впечатлительный к подобным вещам, а здесь мне хотелось просто залезть под лавку.
Изумительный эффект погружения - и это притом, что глаз не отвести, потому что страшно интересно, какое колесо повернут на сцене в следующий момент, по какой дощечке ударят.

Итого: однозначные 10 из 10, идти стоит. Жаль только, что действо всего-то на час. С другой стороны, дольше выдержать было бы сложно.

В предыдущих сериях:

"Rock'n'roll"


Где: РАМТ
Когда: 24.03.15, постоянный репертуар театра.

Спектакль по одноименной пьесе Тома Стоппарда.
История о событиях пражской весны 1968 года, чешской рок-группе Plastic People of the Universe и долгих годах советского режима, вплоть до 1990. В пьесе соединены судьбы людей из оккупированной Чехии и свободной Британии. Аресты, пропаганда, "задушевные разговоры" с работниками КГБ с одной стороны - и атмосфера комунн хиппи, классической греческой филологии и концертов The Rolling Stones с другой.



Но все это внешняя канва. А на самом деле это история о человеческой свободе. О том, как остаться собой при любом режиме и стоит ли это делать. О любви, конечно - о великом множестве качественно разных любовей - к людям, себе, своей стране, прошлому, музыке. О правдах - тех самых, что у каждого своя, единственная и неделимая, и о том, что никакая из этих правд не может быть ложной. Об убеждениях, которые проносятся с собой через года, чтобы в конце жизни в них разочароваться. О надеждах, приводящих в тюремные застенки.



Здесь нет сугубо положительных персонажей, хотя, конечно, любимчики зрителя находятся очень быстро, начинаешь "болеть" за определенных героев. Тем приятнее свобеобразный хэппи энд, неожиданный, неоднозначный и оттого еще более желанный.

И все это - на фоне замечательной музыки - той самой, на которой я выросла благодаря стараниям моих родителей, а они когда-то тайком доставали пластинки с вожделенными группами, переписывали их столько раз, что на последних копиях уже невозможно толком разобрать слова, передавали из рук в руки, как величайшую драгоценность. Сид Баррет, Pink Floyd, Боб Дилан, Rolling Stones, The Plastic People of the Universe. Все это было.

А еще - вы когда-нибудь видели вертикальные декорации? Нет? Тогда вам сюда точно нужно.

И отдельное спасибо Петру Красилову, сыгравшему Яна. Это что-то качественно новое в его творчестве, и это новое удается на все 100%.

Итого: это даже не 10, а все 12 из 10. Поверьте, это стоит посмотреть.

"Софья Петровна"



Где: Театр у Никитских ворот
Когда: 25.03.15, постоянный репертуар театра.

Постановка по одноименной повести Лидии Чуковской.
1937 год, Ленинград. История о женщине, последовательно теряющей близких людей из-за чисток. На фоне почти что пародийно-идиллического благополучия начала - работа в издательстве, сын оканчивает школу, поступает в машиностроительный институт, затем уезжает по приглашению на завод в Свердловск, изобретает необходимое для завода оборудование, и о нем даже печатают заметку на первой странице газеты "Правда" - дальнейшие события кажутся страшнее. Аресты, бюрократия, увольнения по статье, не выдерживающие напряжения нервы друзей. И все равно вера в то, что "с хорошим человеком в этой стране ничего не может случиться", которая раз за разом опровергается внешними обстоятельствами.

Финал открытый, но в общем и целом ясно, как будет продолжаться жизнь Софьи Петровны в ближайшие годы и что будет потом.



А теперь о впечатлениях.
Оригинальный текст повести - это скорее сборник из нескольких эпизодов жизни, связанных только личностью главной героини - Софьи Петровны. Тем сложнее показать такого рода эпизоды на сцене, грамотно расставив акценты. На мой взгляд, Кацу это не удалось.

Во-первых, еще когда я только заглянула в программку и увидела заявленную продолжительность 3 часа, стало ясно, что без затянутости не обойдется. Так и было: попробуйте поставить повесть, которая умещается на 40 печатных страницах, на 3 часа так, чтобы это было динамично. Вставки с музыкой и условными танцами не добавляют динамики, а только вызывают недоумение: зачем? Если в первой идиллической части это еще как-то уместно, то дальше смотрится просто нелепо.
Во-вторых, я все больше утверждаюсь в мысли, что большое количество реквизита на сцене чаще мешает восприятию, чем помогает ему. Бесконечная возня с переставляемыми стульями, пирожками, разливанием чая и прочими мелкими деталями очень утомляет, не дает сосредоточиться на главном.
В-третьих, я, разумеется, большое внимание обращаю на костюмы. И если уж вы ставите пьесу о 30-х, да еще и с заявкой на аутентичность, то будьте любезны не одевать машинисток на работе в платья с открытыми плечами или с декольте и стразами. В то же время очень не хватило постепенного преображения Софьи Петровны из женщины, которая "должна за собой следить до последнего момента", в старушку в валенках, платке и пальто, одну из тех, что вызывали у нее такое удивление поначалу.
В-четвертых, я начинаю думать, что визитной карточкой театра становится разжевывание морали спектакля для тех, что предыдущие 3 часа мирно проспал в кресле. Ничем иным я не могу объяснить постоянные финальные монологи героев. По моему скромному мнению, финальную точку надо было ставить семью минутами раньше, на фразе "Где мой дом, и где мой рассудок?", которая, кстати говоря, не является частью оригинального текста повести, а стала режиссерской находкой, так почему бы ее не подчеркнуть?

Итого: затянуто, недоиграно и все еще производит впечатление студенческого театра, коим ТуНВ когда-то и являлся.В результате сильная тема постановки нивелируется множеством мелких недочетов. 4 из 10.
И очень хочется предложить эту повесть театру Et cetera и посмотреть, как ее поставят они. Вот там это должно быть интересно, как мне кажется.
запись создана: 25.03.2015 в 09:02

@темы: сцена, Фото, Мой Город, театры